среда, 9 марта 2016 г.

ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ КАК СПОСОБА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Л. М. Лебединская

ГПОУ «Горловский колледж городского хозяйства»
В современном процессе обучения при увеличении умственной нагрузки на занятиях математики и общей тенденции снижения интереса к обучению у учащихся и студентов особенно актуальной является проблема активизации их познавательной деятельности на самих занятиях. Эту задачу в настоящее время возможно решить, применяя современные образовательные технологии и, в первую очередь, используя интерактивные технологии, которые помогают преподавателю перейти от традиционного занятия к инновационному занятию. Именно применение интерактивных технологий обучения дают широкие возможности для развития самостоятельной деятельности обучающихся, что является основным при смене парадигмы образования, то есть перехода обучения от «знаниевой парадигмы» к «триединой (знание, воспитание, развитие) парадигме» и далее к интерактивной парадигме обучения.
Цель работы – исследовать эффективность применения элементов интерактивных технологий на занятиях математики в колледже.
Предметом исследования является опыт работы преподавателей математики в колледже.
Объектом исследования выступают интерактивные технологии обучения.

Сегодня эта проблема изучается широко и всесторонне, причём не только теоретически, но и опираясь на практический опыт педагогов-практиков. Однако, следует отметить, что отдельные методы и приёмы интерактивных технологий исследованы достаточно полно, а отдельные – до сих пор ещё до конца не поняты.
Интерактивное обучение является обучением, которое построено на взаимодействии всех обучающихся и самого педагога на занятии. Интерактивное обучение в большей степени соответствует современному личностно-ориентированному подходу к обучению, поскольку предполагает, так называемое, сообучение[1], где и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса.
К интерактивным методам обучения относят большое число современных методов. К ним можно отнести творческие задания, работу в малых группах, различные обучающие игры (ролевые, деловые, образовательные), создание учебных проектов. На занятиях можно использовать общественные ресурсы. Успешно и интересно проходят занятия-экскурсии, занятия-соревнования и т.д.
Следует отметить, что при обучении математике поиск путей для решения целей и задач, которые ставятся и достигаются при интерактивном обучении, весьма актуален. Однако для осуществления интерактивного обучения на занятиях математики необходимо вносить определённые изменения во все основные компоненты дидактики. Но основой реализации интерактивной парадигмы обучения для математики является разработка и использования интерактивных заданий и упражнений, предлагаемых обучающимся. При этом преследуется цель не закрепления изученного материала (как при «знаниевой парадигме»), а через подобные задания изучение нового материала с опорой на ранее изученный материал и выработанные при этом навыки. Использование интерактивных заданий предусматривает участие всех обучающихся в познавательном процессе, проявление их творческого потенциала. Интересна в этом отношении работа по оформлению и защите разных способов решения задач, доказательств теорем, по разработке учебных проектов на повторение пройденного. Студенты с удовольствием погружаются в подобную творческую работу, становятся равноправными участниками учебной деятельности. Главными задачами интерактивного обучения являются, прежде всего, обеспечение диалогового характера обучения, исключение дублирования доступной для самостоятельного изучения обучающихся информации. Кроме того, в ходе обучения отрабатываются в различных формах коммуникативные компетенции обучающихся. Суть интерактивного обучения, как считают [2], очень точно выражена в одной китайской притче: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». Таким образом, использование интерактивных технологий в обучении стимулирует у обучающихся активность в познании и выработке определённых умений и навыков, желание их использовать в дальнейшем процессе обучения.
Преподаватели математики в нашем колледже успешно применяют различные методы интерактивного обучения, среди которых наибольшее внимание привлекают такие методы, как «мозговой штурм», работа в группах, составление и защита нестандартных задач, разработка и использование интерактивных задач. Каждый учитель использует при этом свои наработки, которыми делится на заседаниях предметных и цикловых методических комиссий. Однако, следует учитывать, что эффективное использование интерактивного обучения на уроках математики обусловлено спецификой самого предмета, которое требует овладения определёнными навыками по той или иной теме как учителя, так и обучающегося.
Одной из эффективных групповых работ со студентами, на наш взгляд, является игра «Математический бой». Группа делится на две команды, которые соревнуются в решении математических задач. Команды предварительно получают задания и прорешивают данные задачи за определённое время. После этого начинается сам «бой». Команды по очереди в соответствии с правилами представляют своё решение, объясняя каждый его этап, каждое действие. Команда-оппонент задаёт вопросы, ищет недостатки в решении задачи, предлагает оценку команде. Интересно, что решение задачи проходит при активном участии всех обучающихся, которые показывают свои знания по данной теме. Подобная форма интерактивной математической игры никого не оставляет равнодушным, активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Групповая работа представляет множество самых разных возможностей для индивидуализации обучающихся. Особое внимание следует уделить работе студентов в малых группах. В малой группе студенты находятся в более благоприятных, комфортных условиях, чем при проведении фронтальной работы. В то же время, организация работы в малых группах требует тщательной подготовки самого преподавателя при создании условий для эффективной работы. Студенты должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает и объясняет преподаватель. Каждая группа получает  задания и чёткие инструкции по его выполнению. При правильной организации работы в группе преподаватель только помогает, не привлекая на себя особого внимания. Студенты сами подводят итоги, предлагают результаты работы, комментируют их.
В условиях смены парадигмы обучения в образовательном процессе на уроках математики, на наш взгляд, будущее за широким применением интерактивных технологий.
Список использованной литературы.
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, «Народное образование», 1998 год.
2. Неляпина С.В. Активизация познавательной деятельности обучающихся через использование информационно-коммуникативных технологий при обучении математике. / Электронный ресурс: 5-bal.ru>informatika /49849/ index.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий